> Перейти на Medpet.ru <

Наши клиники допущены к работе во время ограничительных мер из-за COVID-19. Подробнее ссылка 1 и ссылка 2.

Вы здесь: Главная // Статьи // Зубной врач или стоматолог

Зубной врач или стоматолог

А.В. Силин, Кабинет, кафедра, факультет

Исторический очерк о стоматологии в СПбМАПО

Глава I

ОТ РЕМЕСЛА К МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ (1885-1918 гг.)

Становление и развитие специальностей стоматологическо­го профиля в МАПО имело довольно долгую предысторию, связанную с «узакониванием» зубоврачевания в рамках ме­дицинской науки и практики. Ведь, как известно, зубоврачевание вплоть до XVII века не было связано с общей медициной. До это­го периода оно являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачеб­ная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремес­ленниками и др. Сравнительная легкость изъятия больного ор­гана — зуба — создавала ложное впечатление «излишества» спе­циального медицинского образования в данной области. Правда, случавшиеся периодически серьезные осложнения наводили на мысль о необходимости более плотной связи зубоврачевания с медицинской наукой, однако вплоть до рубежа XVII-XVIII веков вопрос о зубоврачевании как медицинской специальности не ста­вился. Ситуация в России в данном случае не отличалась от об­щеевропейской. Только в 1721 году по изданному Сенатом закону лицам без медицинского образования запрещалось заниматься лечением, удалением и вставлением зубов. В 1733 году в Санкт-Петербурге и Кронштадте были открыты три госпитальные школы, готовившие врачей с подготовкой, включавшей знания по челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. Тем не менее дальнейшего научно-медицинского развития зубоврачевание не получило. Бо­лее того, сенатский закон нередко игнорировался, и зубоврачебную помощь продолжали оказывать цирюльники, банщики, пред­ставители духовенства и даже ювелиры и граверы.

Уже в XIX веке, в 1810 году, вновь был издан закон, по кото­рому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря». В соответствии с «Прави­лами об экзаменах для медицинских чиновников» самостоятель­ная практика зубному лекарю дозволялась после сдачи экзамена при Медико-хирургической академии (с 1881 года — Военно-меди­цинской академии) или университете. Экзамен же был довольно сложным и требовал основательной подготовки. Соискатель дол­жен был уметь читать, грамотно писать, знать латынь для перево­дов фармакопеи и выписки рецептов, знать анатомию челюстей, зубов, болезни десен и все зубные болезни, а также иметь навыки зубных операций, изготовления и вставления искусственных зу­бов. Характерная деталь — в 1829 году женщины получили право на равных основаниях с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с ко­торым звание «дантист» и право на самостоятельную работу при­суждалось после сдачи экзамена в медицинской академии.

Таким образом, можно констатировать, что в XIX веке зубов­рачевание в качестве медицинской специальности еще не офор­милось. Корпорация дантистов, лиц без медицинского образова­ния, только что начинала перерождаться в корпорацию «зубных врачей». Только в 1881 году Ф. И. Важинским в Санкт-Петербурге была открыта первая русская школа обучения «зубоврачебному искусству». Но и зубным врачам частная зубоврачебная школа давала общемедицинскую подготовку в сокращенном, более уз­ком, чем в фельдшерских школах, масштабе, а учение о болезнях зубов и зубоврачебной практике не выходило за пределы узких проблем кариеса зубов, пломбировки, несовершенных методов терапии и протезирования. Тем не менее именно 1880-е годы стали своеобразным стартом нового этапа в развитии научно-ме­дицинского подхода в зубоврачевании. Уже в 1883 году, практи­чески одновременно, были созданы два общества — Общество дантистов (с 1899 года — Первое общество зубных врачей России) и объединение дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачева­нием (с 1899 года — Петербургское зубоврачебное общество). Их основателями выступили такие видные специалисты в области зубоврачевания, как Ф. И. Важинский и А. П. Синицин — для Об­щества дантистов и А. К. Лимберг — для Петербургского зубовра­чебного общества. В 1885 году был учрежден печатный орган «Зубоврачебный вестник». Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1899 году произошло создание Российского одонтологического общества, объединившего одонтологические общества Санкт-Петербурга и Москвы.

Идет и официальная институализация стоматологической практики со стороны государства. В 1891 году был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству». Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист» присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» — обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специ­альных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху.

В тот же период начинается развитие зубоврачебной специ­альности и в Еленинском институте Здесь очевидным образом сказалась роль выдающегося отечественного хирурга Николая Васильевича Склифосовского, который, занимаясь хирургией лица (огромную роль здесь сыграл его опыт военно-полевого хирурга), понимал важность изучения врачами широкого профиля заболе­ваний зубов и полости рта. Еще до занятия поста директора Еле­нинского института (1893-1904 гг.) Николай Васильевич многое сделал на этом поприще. Так, уже в 1879 году (то есть практиче­ски сразу по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 годов, где он служил военным хирургом в Дунайской армии) на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Н. В Склифосовский вы­ступил с докладом, в котором предложил создание самостоятель­ных клинических доцентур по зубным болезням на медицинских факультетах университетов. Будучи профессором Московского университета, он в 1885 году стал организатором на медицинском факультете Московского университета первой доцентуры по одон­тологии в России. А в 1892 году в Еленинском институте под вли­янием Н. В. Склифосовского, кстати, тогда еще не занимавшего пост директора Института, были организованы курсы по «Распоз­наванию и лечению болезней зубов». Следует отметить, что инте­рес Н. В. Склифосовского к стоматологии выходил далеко за рам­ки организаторской деятельности и челюстно-лицевой хирургии. Он являлся основоположником изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жителей. Н В. Склифосовский высказал мысль о необходимости проведе­ния санации полости рта и профилактических мероприятий. Тем не менее, челюстно-лицевая хирургия, как составляющая стома­тологии, была для него ведущей. Так что изучение и преподава­ние стоматологии в Институте получило свое развитие, отталкива­ясь именно от области челюстно-лицевой хирургии, на тот момент уже давно признанному и почтенному направлению в медицине, а не собственно зубоврачевания, над которым еще висел призрак некоего «околомедицинского ремесленничества».

Курс по «Распознаванию и лечению болезней зубов» возгла­вил доктор медицины Александр Карлович Лимберг. На личности этого выдающегося отечественного врача необходимо остано­виться подробнее. Александр Карлович Лимберг родился 14 ноя­бря 1856 года в местечке Иеве Эстляндской губернии, неподалеку от Нарвы. Родители его занимались сельским хозяйством. Полу­чив начальное домашнее образование, гимназию он закончил уже в Санкт-Петербурге, куда направился после окончания кур­са в нарвском училище. В Петербурге жил на полном довольстве у дяди — Самуила Федоровича Линбека. В 1875 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, однако, увлекшись дентисти-кой, осенью 1887 года перевелся на второй курс Медико-хирур­гической академии, которую успешно закончил в 1882 году. Свои первые шаги в области зубоврачевания он совершал под руковод­ством наставника и близкого родственника дантиста С. Ф. Линбека. Еще будучи студентом четвертого курса, он сдал экзамен на звание дантиста с правом открывать частный кабинет. Осенью 1882 года он начинает читать курс дентиатрии в первой русской зубоврачебной школе Ф. И. Важинского. По инициативе и при не­посредственном участии Александра Карловича было создано уже упоминавшееся «Санкт-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачебной практикой», ученым се­кретарем которого он был в течение 14 лет. В 1884 году он сделал з обществе доклад на тему «Необходимость обязательного высшero образования зубных врачей в России», который явился при­зывом к созданию в России высших стоматологических учебных заведений. Значительную роль А. К. Лимберг сыграл как осново­положник детской стоматологии в России. Впервые в мире высту­пил за профилактику заболеваний зубов. Так, уже в 1886 году он ввел систематические осмотры полости рта и лечение зубов у де­тей. Осмотры проводились один раз в год. Все изменения жева­тельного аппарата регистрировались в особых историях болезни санационных картах), по которым можно было легко проследить динамику состояния полости рта и ход лечения зубов.

Выступая на заседании Российского общества народного здра­вия 12 марта 1889 года с докладом «О зубах учащихся и органи­зации зубоврачебной помощи в школах», А. К. Лимберг сказал: Деятельность зубных врачей ограничивается пломбированием, выдергиванием больных и вставлением искусственных зубов. Профилактика и диететика не прилагается к полости рта. Это за­бытый отдел. … Он останется забытым до тех пор, пока не найдет себе научных возделывателей». В 1896 году на I одонтологиче­ском съезде комиссия под руководством А. К. Лимберга разрабо­тала проект организации зубоврачебной помощи детям, заложив эсновы плановой санации полости рта учащихся.

А. К. Лимберг принимал активное участие в отечественных и международных зубоврачебных съездах и конгрессах. В 1887 «оду он участвовал в Международном съезде в Берлине, в 1889 году — в I зубоврачебном конгрессе в Париже, в 1890 году — в ме­дицинском конгрессе в Берлине. В этот период А. К. Лимберг по­сетил ряд зубоврачебных учебных заведений и клиник различных стран Европы (Австрия, Италия, Франция, Швейцария) и Америки.

В 1891 году А. К. Лимберг защитил диссертацию «Современ­ная профилактика и терапия костоеды зубов» на степень доктора медицины. В диссертации он представил клиническую классифи­кацию кариозной болезни, систематизировал диагностику и прин­ципы лечения. Это был первый оригинальный труд по стомато­логии на русском языке, многие положения которого не потеряли своего значения и сегодня. Особенно это касается первого разде­ла диссертации, посвященного общим вопросам. Так, А. К. Лим­берг утверждал, что костоеда зубов (кариес) — это заболевание, а не так называемый патологический процесс. На фоне его рас­пространенности особую тревогу у ученого вызывали социальные факторы заболеваемости: «беспечность и непонимание поль­зы исправного содержания зубов населением», а также далеко не всегда удовлетворительное состояние медицинской помощи. Весьма показательно следующее описание данной проблемы: «Громадное большинство страдающих зубами обращаются за по­мощью лишь в случае нестерпимой боли от глубокой порчи, ос­ложненной воспалением мякоти или корневой оболочки одного какого-либо зуба. Причем и другие зубы находятся в различных стадиях разрушения. Лечение ограничивается большей частью устранением боли, радикальное же исправление всех портящихся зубов, требующее более или менее продолжительного лечения, оставляется из-за отсутствия времени или как излишняя роскошь, в надежде, что зубы могут изгнить и без боли. Часто повторяюща­яся боль заставляет иногда решиться на исправление наиболее беспокоящих зубов, но так как пломбирование при глубокой порче требует неприятного предварительного лечения и не всегда удов­летворительно по последствиям, то оно вообще рисуется чем-то вроде варварской пытки и кажется малополезным». Отдельно затрагивается аналогичная проблема у малолетних пациентов: «О своевременном лечении зубов у детей родители не заботят­ся, а, скорее, пугают их болезненными операциями, виною кото­рых они являются сами, приводят детей лишь в крайности, когда уже поздно что-либо сделать без боли. К тому же чувствительные матери выражением неразумного участия и паническим страхом в состоянии вызвать только слезы и сопротивление ребенка, при этом правильная помощь становится невозможной, а прием пыт­кой, как для него, так и для врача».

Особняком рассматривается проблема недостаточности образо­вания у дантистов, приводящая ко многим изъянам зубоврачевания в стране. «По ремесленному отношению к делу, — писал А. К. Лимберг, — и преследованию личных целей дантисты едва ли способны к воспитательной роли. За исключением небольшого числа сведу­щих и добросовестных специалистов, дантисты, в громадном боль­шинстве, применяют лишь более легкие и выгодно оплачиваемые способы лечения: извлечением и вставлением (протезирование). Пломбирование часто производится лишь для эффекта, ограничи­ваясь одной легко исполняемой работой, не заботясь о действи­тельном сохранении зубов». Тревожили Александра Карловича и вопросы качества подготовки специалистов, и их недостаточное количество. Ведь даже в крупных городах и наиболее густонасе­ленных губерниях Российской империи количество дантистов из­мерялось всего двузначными цифрами: Санкт-Петербург — 76, Москва — 41, Варшава — 37, Одесса — 15, Киевская губерния — 22, Лифляндская — 18, Харьковская — 12, Екатеринославская — 11, а в остальных пятидесяти губерниях — от 1 до 9.

Выход из создавшегося положения Александр Карлович видит в полноценной подготовке специалистов. Его стойким убеждением была уверенность в необходимости наличия высшего общемеди­цинского образования у зубных врачей. Ему же принадлежала идея о необходимости преподавания дентиатрии всем студентам меди­цинских факультетов и врачам, проходящим курсы усовершенство­вания. Диссертация А. К. Лимберга, по выражению профессора Ф. В. Звержховского, стала энциклопедией зубоврачевания.

Итак, защитив в 1891 году первую в России докторскую дис­сертацию, посвященную зубным болезням, А. К. Лимберг в 1892 году возглавил доцентский курс «Распознавание и лечение болез­ней зубов» в Еленинском клиническом медицинском институте. Характерные для ученых того времени самоотверженность и бес­корыстное служение делу медицинской науки и здравоохранения на благо общества проявились в деятельности Александра Кар­ловича в полной мере. А. К. Лимбергу приходилось вести заня­тия в чужих аудиториях с добровольными помощниками, так как для устройства зубоврачебного кабинета не было свободного по­мещения в главном здании института. В первое время читались только теоретические курсы по зубоврачеванию и разбирались клинически некоторые больные из амбулатории. После постройки и открытия в 1898 году амбулаторного здания института, было выделено две комнаты для приема больных, где располагались бормашины, специальные кресла, электрическое освещение. Но и после этого, в 1899 году, А. К. Лимберг организовал у себя в квар­тире кабинет, по адресу: Исаакиевская пл., д 7, и вел бесплатный прием учащихся городских школ Санкт-Петербурга, а также руко­водил занятиями зубных врачей, участвующих в этих приемах.

В 1899 году он был утвержден в звании почетного профессора института. Это был первый случай в России, когда звание про­фессора было предоставлено специалисту по зубным болезням. В том же 1899 году А. К. Лимберг принял самое активное участие в организации первой в России кафедры одонтологии при Пе­тербургском женском медицинском институте, которую он и воз­главил. Основоположник детской стоматологии, ученый и педа­гог профессор А К. Лимберг внес неоценимый вклад в развитие отечественной стоматологии. С его именем неразрывно связано развитие профилактического направления в стоматологии.

Серьезная болезнь помешала А. К. Лимбергу длительное вре­мя заниматься преподаванием. С 1902 года зубоврачебным кабинетом и поликлиникой зубных болезней временно заведовал его ученик, доктор Ф. А. Звержховский. В 1902 году преподавателем дентиатрии был избран один из учеников профессора А. К. Лимберга — доктор медицины И. А. Пашутин.

Иван Александрович Пашутин родился в 1864 году. В 1890 году закончил Военно-медицинскую академию и был назначен младшим врачом 1-ой артиллерийской бригады, затем ординатором хирурги­ческого отделения Николаевского военного госпиталя. Прослужив 19 лет, ушел в отставку с должности старшего врача Петроградского оружейного завода. В 1902 году его пригласили читать курсы по зу­боврачеванию в Императорском институте великой княгини Елены Павловны. В том же 1902 году Пашутин со своим компаньоном, зуб­ным техником Василием Дмитриевичем Ефремовым, открыл вторую в Петербурге зубоврачебную школу, располагавшуюся на Не­вском проспекте в доме 46, ставя перед собой задачу «организовать ее на последних научных данных началах». Школа Пашутина, да­вавшая по 30-50 выпускников в год, подготовила целую плеяду зубных врачей, которые продолжали свою деятельность до 1917 года. Авторитет его школы находился на высоком уровне. Составители иллюстрированного вестника «Наши деятели в медицине» 1910 года издания посвятили школе и лечебнице Пашутина целую полосу. В 1917 году школа была закрыта, так как ее учредители не могли «поддержать учрежденную нами школу на достигнутой ею высоте в смысле полного удовлетворения всех научных требований, поло­женных нами в основу ее процветающего существования». И. А. Пашутин вел активную научную работу. Им была защищена диссерта­ция на соискание ученой степени доктора медицины. Известны его публичные лекции и ряд печатных работ, относящихся к вопросам гигиены полости рта, этиологии и лечения перицементитов, пара­нефрита и др.

После революции, 13 июля 1918 года, доктор медицины И. А. Пашутин был восстановлен в прежней своей должности консультанта по зубным болезням в Советском Государственном Клиническом институте (бывшем Еленинском) для усовершен­ствования врачей. Однако преподавание по клинике зубных бо­лезней было возобновлено только в 1921 году.

 

 

Глава II

НА НИВЕ НАРОДНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:

КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ГИДУВа (1918-1960-е гг.)

Кардинальное изменение общественного строя, которое повлекла за собой Октябрьская революция, безусловно отразилось и на организации здравоохранения. Новая Советская власть кардинально изменила его задачи. Девизом советской медицины стал призыв: бесплатная квалифицированная и общедо­ступная помощь всему населению страны. Данный подход особо повлиял на зубоврачебную отрасль здравоохранения, которое относилось к числу наиболее коммерциализированных.

Организационно этот процесс протекал следующим образом: после Октябрьской революции в сентябре 1918 года при Комздраве СКСО (Союз Коммун Северной Области) была организована зубоврачебная подсекция. В должности ее заведующего был ут­вержден Евгений Николаевич Андерсон, служивший в свое время демонстратором в зубоврачебной школе И А. Пашутина. Уже 14 сентября 1918 года республиканская зубоврачебная подсекция издала «Постановление относительно использования частных зубоврачебных кабинетов в интересах трудящегося населения», обязывающее зубных врачей оказывать бесплатную стоматоло­гическую помощь трудящимся. В данный процесс укладывалась и национализация зубоврачебных учреждений: зубные лечеб­ницы, зубоврачебные кабинеты, а также зубоврачебные школы.

Последнее обстоятельство ясно указывало на вполне очевидное стремление новой власти к огосударствлению не только практи­ческой, но и образовательной деятельности в области зубовраче­вания.

Уже 1 октября 1918 года было издано постановление наркома­тов о закрытии прежних зубоврачебных школ. К концу 1918 года задачи зубоврачебного подотдела, в который была реорганизо­вана подсекция, Е. Н. Андерсон определил как «реорганизацию как зубоврачебного образования, так и собственно зубоврачева­ния на принципе бесплатности, общедоступности и квалифициро­ванности зубоврачебной помощи». На основе данной программы прием в зубоврачебные школы был прекращен, а их слушатели переводились в медицинские вузы. В Петрограде это был Психо­неврологический институт.

Вместе с тем проблема организации зубоврачебной помощи все обострялась. Например, в Петрограде, огромном промыш­ленном центре, не было ни одного стационара для профессио­нальных челюстных заболеваний острого и хронического харак­тера. Любая стоматологическая помощь оказывалась только амбулаторно. Реализация новых постановлений в области зубовра­чевания, в том числе и в образовательной сфере, была возможна только при умелом использовании дореволюционного наследия. Так, в начале 1919 года было проведено серьезное обследова­ние состояния лечебных и научно-образовательных медицинских учреждений. Изучением занималась комиссия под предводитель­ством профессора бывшего Еленинского института для усовер­шенствования врачей Брунштейна. Комиссией был отмечен удовлетворительный в целом уровень преподавания в области зубов­рачевания. При этом было указано на необходимость приоритета академического образования перед прикладным техническим. В августе 1919 года учебные и научные медицинские учреждения Петрограда были преобразованы в единую академию медицин­ских наук с несколькими факультетами.

Одновременно планировалось создание трех кафедр: патоло­гии и терапии зубов, хирургии челюстей и полости рта, протез­ной техники при медицинских факультетах. Предполагалось, что студенты, избравшие своей специальностью стоматологию, будут первые три года изучать медицину совместно с остальными сту­дентами, а с седьмого семестра начнут специализироваться уже в области собственно зубоврачевания. Однако данным планам не суждено было реализоваться во многом из-за сложившихся в России традиций. Во-первых, медицинские факультеты всег­да готовили врачей общего профиля, а не одонтологов, поэтому для открытия специализированных кафедр физически не хватало преподавательских кадров. Во-вторых, студенты не желали пере­ходить на одонтологические отделения, предпочитая классиче­ское медицинское образование. В результате в 1920 году было постановлено при медицинских факультетах учредить кафедры одонтологии с соответствующими клиниками для обязательного прохождения этих дисциплин всеми студентами-медиками. Квалификация одонтолога присваивалась врачу после одного-двух лет дополнительной специализации.

Эти преобразования, конечно же, затронули и бывший Еленин­ский институт, отныне Советский Государственный Клинический институт для усовершенствования врачей. Совершенствование врачей стало важнейшим звеном в создании системы народного здравоохранения. Встал вопрос о создании специальной кафе­дры одонтологии. Советом института 13 июня 1918 года в преж­ней своей должности консультанта по зубным болезням был вос­становлен И. А. Пашутин, и вскоре была возобновлена стомато­логическая помощь населению.

Работу зубным техником-лаборантом при зубоврачебном от­делении института вел А. К. Глоков. Амбулаторный прием, как и до революции, вели зубные врачи-демонстраторы. Тем не менее в условиях проводимой политики военного коммунизма чрезвы­чайно важным оказывалось именно штатное положение, давав­шее паек и социальные льготы. Иван Алексеевич Пашутин пре­жде всего позаботился о содержании своих ассистентов, а потом уже о собственном жаловании. Одновременно, с 1918 по 1924 годы, И. А. Пашутин вел самостоятельный курс по одонтологии в Военно-медицинской академии, но из-за отсутствия специаль­ной клинической базы и необходимого дидактического материала приходилось ограничиваться в основном теоретическими лекция­ми. Комиссия, изучавшая программу курса в 1924 году, уже после смерти И. А. Пашутина признала, что она отвечала всем требова­ниям открываемого курса. Преподавание же в самом Институте усовершенствования врачей было восстановлено в только в 1921 году.

В канун ноября 1921 года приват-доцентом по курсу дентиа­трии был избран доктор медицины Н. А. Астахов. Ему пришлось с нуля заняться организацией зубоврачебной поликлиники Инсти­тута усовершенствования врачей в ведении 1-ой хирургической кафедры. На рубеже 1922-23 годов, всего за несколько месяцев, ему удалось при отсутствии средств наладить прием пациентов и привлечь желающих совершенствоваться по одонтологии, имея первоначально в своем активе всего одну запущенную комнату, одно зубоврачебное кресло, две сломанные бормашины и ящик инструментария, доведенного до состояния хлама. К концу учеб­ного 1924-25 годов в поликлинике было уже три зубоврачебных кресла, на которых работало двенадцать волонтеров. За год при ежедневном приеме через кабинет прошло около шести тысяч больных. Велась и научная работа: Н. А. Астахов подготовил семь научных публикаций докладов.

Уже в 1924/25 году в расписании Государственного клиниче­ского института усовершенствования врачей среди 54 доцентских курсов был объявлен курс приват-доцента Н. А. Астахова «Из­бранные отделы стоматологии, дентиатрии и стоматологической ортопедии: а) для педиатров — профилактика зубов в детском возрасте; в) для интернистов — значение зубных болезней в кли­нике внутренних заболеваний; с) для хирургов — хирургические болезни сточки зрения одонтологии». В расписании 1925/26 года был объявлен курс «Зубоврачебная хирургия и клиника терапии зубных болезней», а в 1926/27 учебном году — курс «Зубоврачебная хирургия и анестезия». В 1925 году Н. А. Астахов предложил открыть штатную доцентуру одонтологии, снова был объявлен конкурс.

Только в 1930 году в ГИДУВе была организована кафедра сто­матологии, Н. А. Астахов был избран профессором и заведующим кафедрой, которой он и руководил в течение десяти лет. В эти годы произошло углубление специализации с разделением спе­циальностей, установленными учебными планами, программами и сроками преподавания, кафедра стоматологии стала проводить четырехмесячные циклы усовершенствования для зубных врачей. Занятия по лечебно-профилактической, хирургической и ортопедической стоматологии проводились на базе районной Смольнинской поликлиники, занятия по челюстно-лицевой трав­матологии на открывшейся впоследствии кафедре челюстно-ли­цевой хирургии.

За время работы в институте ярко проявились организатор­ские, педагогические качества Н. А. Астахова, проведена боль­шая научная работа. Его перу принадлежит более 60 научных работ на русском и иностранных языках. В 1939 году он написал для учебника «Ортопедическая стоматология» две основные главы: «Основы артикуляции» и «Ортодонтия», которые без сомнения можно охарактеризовать как инновационные для того времени. В 1941 году в связи со смертью Н. А. Астахова и перед началом Великой Отечественной Войны специализация врачей по стоматологии прекратилась.

Среди начавшихся развиваться направлений стоматологии важное место заняла челюстно-лицевая хирургия. В отличие от прикладного зубоврачевания данная отрасль не несла на себе отпечатка околомедицинского «ремесленничества» прежних вре­мен, а изначально являлась почтенным направлением хирур­гии, не нуждаясь в своем утверждении в лоне академической медицины.

С 1924 года курс челюстно-лицевой хирургии для слушате­лей института усовершенствования врачей возглавил Александр Александрович Лимберг. На тот момент Александр Александро­вич, несмотря на свой тридцатилетний возраст, являлся уже опыт­ным врачом, получившим обширную практику в военных госпи­талях во время Первой мировой войны, автором основных прин­ципов закрепления отломков при переломах челюстей в системе гнутых проволочных шин, который характеризовался им «как по необходимым для этой цели материалам, так и по методике, впол­не приемлемым в любой обстановке». Жизненность этого тезиса подтвердили как десятилетия мирного периода, так и тяжелые ис­пытания Второй мировой войны и послевоенных лет.

В своей автобиографии (1944 г.) А. А. Лимберг так описал свой путь: «В 1916 году я окончил зубоврачебную школу Вонгле, в 1919 году Военно-медицинскую академию В летние месяцы 1915,1916 и 1917 гг. я работал практикантом в лазарете челюстно-лицевых раненых в Петрограде, в перевязочном отряде 80-ой пехотной ди­визии, в 114 передовом отряде Красного Креста и Бухарестском одонтологическом лазарете на Юго-Западном фронте.

Со дня открытия 1 апреля 1918 г. Стоматологического институ­та при Военно-медицинской академии в нем занимал должность зубного врача-ординатора. Затем, с декабря 1919 г. перешел на должность хирурга-ординатора в том же учреждении, переве­денном в виде отделения в Физико-хирургический институт. По­сле слияния двух институтов: Физико-хирургического и Ортопедического и, вместе с ними, бывшего Стоматологического в один вновь организованный Центральный Травматологический инсти­тут, занимаю в нем с 1 января 1924 года должность заведующего челюстно-лицевым отделением».

Вплоть до 1934 года сотрудники Ленинградского института травматологии и ортопедии под руководством Александра Алек­сандровича Лимберга внештатно преподавали врачам ГИДУВа челюстно-лицевую хирургию. 27 ноября 1934 года А. А. Лимберг был удостоен ученой степени доктора медицинских наук, а с 1-го января 1935 года утвержден заведующим вновь организованной штатной кафедрой челюстно-лицевой хирургии в ЛенГИДУВе, ко­торой и руководил в течение почти 40 лет, до 1974 года. 29 сентя­бря 1935 года ему было присуждено ученое звание профессора.

С 1935 года — с организацией штатной кафедры — преподавание челюстно-лицевой хирургии в ГИДУВе стало систематическим. Кафедра имела в штате сначала двух, а затем трех преподаватели, заведующего и двух ассистентов, М. Д. Дубова и М. С. Асе. Базами кафедры являлись: клиника Травматологического ин­ститута и поликлиника № 38. В клинике работали А. А. Лимберг и М. С. Асе, а амбулаторное преподавание вел М. Д. Дубов. С ок­тября 1938 года кафедра получила еще одну клиническую базу — 40 коек в помещении на Невском, 46. Здесь преподавание вел М. Д. Дубов и принятый в штат кафедры доктор медицинских наук А. А. Кьяндский. На повышение квалификации зачисляли не толь­ко «чистых» челюстно-лицевых хирургов, но и врачей-практиков, работавших в поликлинической сети.

На этапе становления кафедры, в период с 1935 по 1940 год, ее сотрудниками было много сделано не только для практической, но и теоретической подготовки специалистов. В этом отношении, следует особо подчеркнуть значимость издания первого в стране учебника по хирургической стоматологии в 1938 году А. А. Лимберга и П. П. Львова.

Самим А. А. Лимбергом в эти годы был сделан огромный вклад в травматологию и восстановительную хирургию челюстно-ли­цевой области, который был отражен в его работах, выходив­ших в журналах: «Одонтология и стоматология» (1927), «Вестник хирургии» (1934), «Хирургия» (1938), а также в книгах: «Основы практической травматологии» (1927), «Руководство практической хирургии» (1933), «Материалы военно-полевой хирургии» (1940) и др., в которых А. А. Лимбергом были написаны отдельные главы по вопросам челюстно-лицевой травматологии мирного и военно­го времени. В 1938-1939 годах двумя изданиями вышел первый в СССР учебник по хирургической стоматологии. В числе других разделов, Глава по травматологии челюстно-лицевой области была написана профессором Лимбергом. Здесь нашли подроб­ное освещение механические, термические и химические виды повреждений челюстно-лицевой области. Отдельно рассмотрены повреждения всех костей лицевого черепа и мягких тканей. Дана глубокая клиническая оценка всем шинам и повязкам, применяе­мым в те годы для лечения поврежденных тканей челюстно-лице­вой области. Вслед за учебником в свет вышла книга «Шинирова­ние при переломах челюстей» (1940). Внес свою лепту А. А. Лимберг и в раздел военно-полевой травматологии челюстно-лицевой области, изучив сравнительный опыт лечения раненных в лицо во время боев в Монголии (1939 г.) и во время финской кампании (1939-40 гг.). Итогом этих клинических наблюдений явилась книга «Огнестрельные ранения лица и челюстей и их лечение», издан­ная в 1941 году. Таким образом, трудами А. А. Лимберга уже в пе­риод 20-30-х годов были заложены основы современного учения о лечении повреждений тканей лица и челюстей, а в 40-х годах травматология челюстно-лицевой области, благодаря в том числе и его исследованиям, оформилась как один из основных разделов челюстно-лицевой хирургии.

Новым, зародившимся еще в период конца 20-х годов, само­стоятельным направлением в стоматологии явилась ортодонтия. У истоков ее создания стоял А. А. Лимберг. Его работа «К вопро­су о пластической остеотомии нижней челюсти с целью исправ­ления аномалий прикуса и контуров лица» заложила основание отечественной школы хирургического лечения резко выраженных зубочелюстных аномалий, впоследствии развитой его учениками. Возникшее в те годы тесное сотрудничество между специалиста­ми в области восстановительной хирургии и ортодонтии за после­дующие 50 лет привело к успешному развитию многих новых эф­фективных способов сочетанного лечения при различных силь­но выраженных нарушениях формы тканей челюстно-лицевой области.

Большим вкладом А. А. Лимберга в раздел восстановительной хирургии тканей челюстно-лицевой области явилась разработка метода радикальной уранопластики, которая была и остается од­ной из совершенных корригирующих операций тяжелой врожден­ной аномалии развития. Несомненной заслугой А. А. Лимберга явилась реабилитация метода восполнения изъянов крыла и кон­чика носа. Разработанная в 1898 году Сусловым операция заме­щения изъянов носа сложным трансплантатом из ушной ракови­ны была многими хирургами у нас и за рубежом поставлена под сомнение или отвергнута из-за низкой результативности исходов вмешательства. Усилиями А. А. Лимберга эта операция получи­ла признание и широкое распространение: им было показано, что на основе ее использования возможно получить хороший резуль­тат в 90% наблюдений. Всемирное признание получили работы А А. Лимберга, посвященные вопросам местной кожной пластики. Начиная с 1927 года профессором Лимбергом было опубликовано по этой тематике около 60 печатных работ. Путем последователь­ной систематизации, анализа клинического материала и литера­туры, разработки вопросов методики преподавания А. А. Лимберг создал принципиально новую общую теорию планирования местно-пластических операций.

Один из основоположников Отечественной челюстно-лицевой хирургии, создатель собственного научного направления и боль­шой школы, член-корреспондент АМН, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, доктор ме­дицинских наук, профессор Александр Александрович Лимберг по праву признан выдающимся ученым, внесшим огромный вклад в развитие травматологии и восстановительной хирургии челюст-но-лицевой области.

С началом Великой Отечественной войны специализация по стоматологии была закрыта, перестали функционировать так­же клиника и кафедра челюстно-лицевой хирургии. В государственном институте усовершенствования врачей сначала был развернут эвакогоспиталь на четыреста коек. Вместе с тем работа самих стоматологов ГИДУВа не прекратилась в годы войны. Со­трудники института в качестве военнообязанных или прикоман­дированных к лечебным учреждениям в Ленинграде приступили к приему и лечению раненых с первых дней войны. Подготовка высококвалифицированных кадров позволила при крупных ста­ционарах страны создать специализированные отделения, а во время Великой Отечественной войны использовать эти кадры при оказании специализированной помощи челюстно-лицевым ране­ным. Благодаря грамотной организации и применению новейших разработок число полностью выздоровевших среди челюстно-лицевых раненых достигло 85,6%, а в группе раненых с изолиро­ванным повреждением мягких тканей лица — 97,3%, — это первое место по числу возвращенных в строй.

Велась и научная работа. В годы войны проводились конферен­ции, посвященные проблемам оказания медицинской помощи ра­неным и больным участникам боевых действий, в том числе и кафедрой челюстно-лицевой хирургии. Зимой 1941 года, в самый тяжелый период блокады Ленинграда, в ГИДУВе была проведена конференция «Новое в лечении и диагностике ранений». С до­кладом об особенностях челюстно-лицевых ранений выступил А. А. Лимберг. Осенью 1944 года было закончено строительство и оборудование 2-ой клинической базы ГИДУВа на правом берегу Невы. Здесь была организована и клиника восстановительной че­люстно-лицевой хирургии во главе с профессором А. А. Лимбергом. Научная работа сотрудников кафедры ГИДУВ военных лет отражена в таких изданиях, как: монография А. А. Лимберга «Ма­тематические основы местной пластики на поверхности человече­ского тела» (1946), А. А. Кьяндского и А. А. Лимберга «Атлас огне­стрельных ранений» (1950) и целой серии статей и методических рекомендаций. За монографию «Математические основы мест­ной пластики на поверхности человеческого тела» А. А. Лимберг был удостоен Государственной премии СССР за 1948 год. Прак­тическая ценность этой работы состоит в том, что на ее основе создается возможность планомерного изучения пластической хи­рургии Этот труд создает теоретическую основу для преподава­ния методики планирования местно-пластических операций, ко­торая раньше заменялась показом клинических и литературных примеров.

После войны, с 1952 года, работа на кафедре возобновилась. В приказах по Министерствам здравоохранения СССР и РСФСР неоднократно отмечалась необходимость возобновления циклов усовершенствования для врачей-стоматологов, и только в 1952 году на кафедре челюстно-лицевой хирургии (заведующий — про­фессор А. А. Лимберг), кроме двух циклов усовершенствования по челюстно-лицевой хирургии, был организован четырехмесяч­ный цикл усовершенствования по хирургической и терапевтической стоматологии с дополнительным привлечением внештатных преподавателей по этим разделам и по болезням слизистых обо­лочек полости рта. Для проведения этого цикла в летнее время была использована клиническая база Ленинградского медицин­ского стоматологического института.

В марте 1957 года приказом МЗ РСФСР кафедре челюстно-лицевой хирургии была предоставлена дополнительная учебная база — 1-ая Городская стоматологическая поликлиника. Приобре­тение этой базы, хорошо по тем временам оборудованной и яв­лявшейся в те годы консультативным центром по всем вопросам стоматологии в городе, дало возможность систематически прово­дить для стоматологов циклы по профилактической и хирургиче­ской стоматологии, с включением разделов детской стоматологии и болезней слизистой оболочки полости рта.

В 1958 году были также организованы четырехмесячные ци­клы усовершенствования по ортопедической стоматологии и ортодонтии, а в начале 1959 года — трехмесячные циклы специали­зации по ортодонтии. В этой связи штат кафедры челюстно-лицевой хирургии в период с 1958 по 1959 год был расширен вклю­чением штатных должностей профессора кафедры по разделу ортопедической стоматологии и ортодонтии, доцентов кафедры по разделам хирургической и лечебно-профилактической стома­тологии и ассистентов по лечебно-профилактической стоматоло­гии, болезням слизистых оболочек, ортопедической стоматологии и ортодонтии. Должность профессора кафедры по конкурсу занял доктор медицинских наук, профессор И. С. Рубинов, должности доцентов кафедры — кандидаты медицинских наук В. А. Дунаев­ский и Н. М. Абрамов. Все ассистенты кафедры — кандидаты ме­дицинских наук.

Таким образом, к началу 60-х годов кафедра являла собой, по существу, объединение трех доцентур: по хирургической, те­рапевтической, ортопедической стоматологии с ортодонтией. Возглавлял кафедру А. А. Лимберг, а разделы — ортодонтический и терапевтический — соответственно, профессор И. С. Рубинов и доцент Н. М. Абрамов. Хирургический раздел кафедры был представлен доцентом В. А. Дунаевским, ассистентами Н. И. Ярчук, В. И. Знаменским и В. А. Козловым. Терапевтический раздел, помимо его руководителя Н. М. Абрамова, состоял из ассистентов К. А. Орловой и А. И. Лампусовой. Ортопедический раздел был представлен доцентом Е. Д. Лалетиной, ассистентами Л. М. Перзашкевичем, И. С. Рубежовой и Э. Е. Слободник. Это было второе поколение преподавателей кафедры.

Глава III

РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ (1960-е-1996 гг.)

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали временем, когда стоматологическое направление в ГИДУВе было выведено на совершенно новый уровень организационного развития. Так, в марте 1957 года приказом МЗ РСФСР кафедре челюстно-лицевой хирургии (единственном на тот момент в институте структурном подразделении стоматологического профиля) было поручено организовать доцентуры по всем разделам стоматоло­гии: терапевтической, ортопедической и хирургической. Для этого были приглашены новые преподаватели, что, соответственно, по­влекло за собой увеличение штата кафедры — за период 1957-1959 годов он увеличился сначала до четырех, а потом до тринад­цати ставок.

По мере развития доцентур, вошедших в состав кафедры челюстно-лицевой хирургии, увеличения численности слуша­телей каждый из курсов выделялся в самостоятельную кафе­дру. В 1965 году была образована кафедра терапевтической стоматологии во главе с доцентом Н. М. Абрамовым, а в 1966 году — кафедра ортопедической стоматологии во главе с доцен­том Л. М. Перзашкевичем. Однако в 1966 году, в связи с уходом Л. М. Перзашкевича на заведование кафедрой в 1-й ЛМИ и изменением номенклатуры специальностей, кафедра челюстно-лицевой хирургии объединилась с доцентурой по ортопедической стомато­логии и стала называться кафедрой хирургической и ортопедиче­ской стоматологии.

В 1960-е годы и далее кафедра челюстно-лицевой хирургии, ставшая точкой роста и дифференцированного оформления раз­личных стоматологических специальностей в ГИДУВе — МАПО, сохраняет свою ведущую роль в становлении в стране новой, ранее не существовавшей специальности. Она явилась одним из главных центров по челюстно-лицевой хирургии, в котором ве­лась активная научно-исследовательская работа, разрабатыва­лись новые методы восстановительной хирургии и оказывалась высококвалифицированная лечебная помощь при наиболее тя­желых повреждениях и заболеваниях челюстно-лицевой области и их последствий в случаях, когда эта помощь не могла быть ока­зана в периферийных хирургических и стоматологических лечеб­ных учреждениях страны.

Продолжается и успешная реализация основной задачи кафе­дры — работы по усовершенствованию врачей. За период 1959-1974 годов на кафедре усовершенствовали свои знания 7580 специалистов. В период с 1965 по 1990 год на кафедре в клинической ординатуре обучалось 65 врачей.

При подготовке использовалась такая эффективная форма, как повышение квалификации на рабочих местах, привлекая для этой цели не только сотрудников кафедры, но и врачей клинических баз, являющихся, как правило, врачами высшей кате­гории, многие из которых обладают ученой степенью кандидата наук или же являются соискателями. В 1965 году кафедра полу­чила в качестве основной клинической базы шестидесятикоечный стационар в больнице № 15; несколько позже это отделение было расширено до ста двадцати коек.

В 1974 году, в возрасте восьмидесяти лет, покинул кафедру А. А. Лимберг — ее бессменный руководитель в течение четырех десятилетий. Заведующим кафедрой становится опытный руко­водитель, доктор медицинских наук, профессор Владимир Алек­сандрович Козлов.

Владимир Александрович Козлов родился 30 октября 1930 года в Середском районе Ярославской области. Отец, Козлов Александр Григорьевич, принимал участие в боевых действиях во время финской кампании, где получил ранение. В годы Ве­ликой Отечественной войны он находился на Ленинградском фронте. Мать, Козлова Лидия Александровна, всю войну провела в блокадном Ленинграде, успев отправить в эвакуацию сына. По­сле снятия блокады В. А. Козлов возвращается в Ленинград, где заканчивает среднюю школу, а затем поступает в Ленинградский медицинский стоматологический институт.

После окончания Ленинградского медицинского стоматологи­ческого института в 1951 году Владимир Александрович сразу ступает на преподавательскую стезю, заняв должность замести­теля директора 1-го республиканского медицинского училища в городе Ярославле. Работа на этой должности дала бесценный преподавательский и административный опыт молодому специ­алисту, учитывая, что училище готовило кадры для закрытых структур третьего главного управления МЗ СССР и напрямую контролировалось Министерством здравоохранения РСФСР. На­сколько успешна была деятельность Владимира Александровича на этом поприще, говорит тот факт, что уже в 1954 году его пе­реводят в Ленинград и поручают возглавить стоматологическую службу города. Здесь при его непосредственном участии разрабо­тана и внедрена система плановой санации полости рта у детей в условиях летней оздоровительной кампании в летних лагерях отдыха, принимается решение о строительстве стоматологиче­ских поликлиник в каждом районе города, вводится институт рай­онных стоматологов. Данные мероприятия приобретали особую важность на фоне перевода Ленинградского стоматологического института в г. Калинин (ныне Тверь), повлекшего за собой лик­видацию Городского челюстно-лицевого стационара, что само по себе резко усложняло работу стоматологической службы го­рода. В 1957 году при участии В. А. Козлова создается первый городской стоматологический центр — первая городская стомато­логическая поликлиника, ставшая базой кафедры челюстно-лицевой хирургии ГИДУВа. Также именно по инициативе Владимира Александровича открывается уже упоминавшееся отделение челюстно-лицевой хирургии в больнице № 15. Проводя столь масштабную административно-организационную работу, В. А. Козлов одновременно занимался лечебной и научной работой.

С 1959 года он становится сотрудником ГИДУВа. В 1961 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Клинико-экспериментальные исследования на реплантации зубов», сохранив научные традиции школы А. А. Лимберга. После этого В. А. Коз­лов продолжает педагогическую деятельность в качестве асси­стента, а затем доцента кафедры челюстно-лицевой хирургии с курсом ортодонтии и протезирования. По материалам диссер­тации, в 1963 году, он публикует свою первую монографию «Ре­плантация зубов». С 1964 по 1966 год В. А. Козлов был направ­лен в Тегеран (Иран) в качестве директора советского госпиталя. Здесь он организует большую работу по строительству и оборудо­ванию нового здания госпиталя. Заслуги Владимира Александро­вича на этом посту были дважды отмечены «Почетным знаком» исполкома СОКК и КП СССР. С 1969 года В. А. Козлов возглавляет клинику челюстно-лицевой хирургии, результаты работы которой получили широкое признание в мировой медицине.

В 1971 году им была защищена докторская диссертация «Пересадка зубов», посвященная проблеме одонтопластики. Работа продолжала начатое в кандидатской диссертации исследование, значительно углубляла и расширяла его, определив характер сращения кости и имплантируемого объекта. Данное положе­ние, по своей сути, являлось краеугольном камнем, заложенным в фундамент современного научного и клинического направле­ния — имплантации опор для зубного протезирования. В 1972 году Владимиру Александровичу была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. С 1974 года доктор медицинских наук В А. Козлов — профессор кафедры хирургической и ортопедиче­ской стоматологии Ленинградского ГИДУВа. В 1974 году его из­брали заведующим кафедрой.

Став заведующим кафедрой, Владимир Александрович раз­ворачивает обширную научную и организационную деятельность. В 1974 году он создает городской центр реабилитации больных с травмой и Северо-Западный центр диспансерного наблюдения за детьми с аномалиями тканей челюстно-лицевой области. В основу его работы была положена стройная и логичная система, не имеющая аналогов в мире, — оказания помощи детям с врож­денными аномалиями челюстно-лицевой области, предусматри­вающая единый комплекс мероприятий на протяжении первых двадцати лет жизни, поэтапно реализуемый в условиях стацио­нара и специализированного центра диспансерного наблюдения.

В 1985 году организует отделение восстановительной челюст­но-лицевой хирургии и однодневный стационар для осуществле­ния плановой санации полости рта больным с сопутствующими соматическими заболеваниями с применением современных ме­тодов обезболивания и лечения. На протяжении более 30 лет он успешно руководит работой 120-коечного стационара.

Большая работа была проведена кафедрой по организации центров диспансеризации и комплексного лечения детей с рас­щелинами губы и неба, а также по травматическому остеомиелиту нижней челюсти в направлении прогнозирования, профилактики и лечения. Под руководством В. А  Козлова проводились и продолжаются поныне исследования по изучению тяжелых врожден­ных деформаций челюстно-лицевой области, связанных с нару­шениями эмбриогенеза первой и второй жаберных дуг.

Вообще этот период отмечен активной научной работой на ка­федре — было защищено 9 докторских и 50 кандидатских диссер­таций. Кафедральные исследования были направлены на орга­низацию специализированного лечения, осуществляемого на ос­нове комплексного хирургического, ортодонтического и ортопеди­ческого методов лечения больных с аномалиями развития и по­вреждениями тканей челюстно-лицевой области. По материалам научных исследований были изданы монографии «Реплантация зубов» и «Одонтопластика», «Хирургическая помощь в амбулато­риях и поликлиника» (1980).

Кафедра все годы, с момента своего создания, играла ведущую роль в формировании и развитии в нашей стране новой специаль­ности — челюстно-лицевой хирургии. В научно-исследовательской работе кафедры можно выделить четыре основных направления: аномалии челюстно-лицевой области, челюстно-лицевая травма­тология, восстановительная хирургия тканей и органов челюст­но-лицевой области, а также воспалительные заболевания. Опыт работы клиник и Центра на материале многих сотен наблюдений за более чем двадцатилетний период был обобщен и представ­лен в монографии сотрудников кафедры «Лечение аномалий че­люстно-лицевой области» (1982).

1980-е — начало 1990-х годов — в клинике челюстно-лицевой хирургии изучена роль функциональных нагрузок, осуществляе­мых в комплексном лечении больных в условиях новых организа­ционных форм, проведены исследования по изучению прогнози­рования и лечения посттравматического остеомиелита, разрабо­тана методика биоинертного покрытия скрепителя и изучена его надежность. Были внедрены новые методики лечения переломов костей лицевого черепа, основанные на использовании остеосинтеза отломков с применением различных скрепителей, вводимых внутриротовым доступом, чем достигается восстановление ана­томической формы, надежное удержание отломков на весь пери­од заживления костной раны с обеспечением энтерального пита­ния и гигиены полости рта. Особое место занимают также иссле­дования, посвященные перелому мыщелкового отростка нижней челюсти у взрослых и детей.

Большое внимание уделялось вопросам воспалительных за­болеваний ткани челюстно-лицевой области. Помимо диссерта­ционных исследований в 1985 году вышла книга «Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике», в 1988 году — «Неот­ложная стационарная стоматологическая помощь», где уделено большое место проблемам острой одонтогенной инфекции.

В 1984 году кафедра претерпела еще одну реорганизацию. Из ее состава вновь выделился раздел ортопедической стома­тологии, который был преобразован в отдельную кафедру орто­педической стоматологии во главе с профессором Б. К. Костур. Кафедра же челюстно-лицевой хирургии стала именоваться ка­федрой хирургической стоматологии с курсом ортодонтии. С 1994 года кафедра стала называться кафедрой челюстно-лицевой хи­рургии с курсом ортодонтии и протезирования.

Как уже отмечалось ранее, по мере нарастания научного и пре­подавательского потенциала кафедры челюстно-лицевой хирур­гии, из ее состава стали выделяться новые подразделения. Так, в 1965 году выделилась кафедра терапевтической стоматологии. По сути, происходит возрождение самостоятельной стоматоло­гической кафедры, основанной еще в 1930-ом году при участии Н. А. Астахова.

Выделившаяся кафедра терапевтической стоматологии, во главе с доцентом Н М. Абрамовым, первоначально размеща­лась на базе стоматологической поликлиники № 5 по улице Чай­ковского, д. 27, и занимала одну комнату и два клинических каби­нета для проведения практических занятий, консультаций и при­ема пациентов. Н. М Абрамов в таких скромных условиях смог хорошо наладить учебную и методическую работу, организовать сильный, сработавшийся коллектив высококлассных специали­стов и прекрасных преподавателей. Доцент Н. М. Абрамов — ав­тор 49 научных работ, под его руководством выполнено 3 канди­датских диссертации. На кафедре разрабатывались направления диагностики и лечения слизистой оболочки полости рта, одонто­логии, а также пародонтологии.

С 1977 года кафедру возглавил профессор Ю. А. Федоров.

К моменту своего прихода на кафедру Юрий Андреевич Фе­доров проделал немалый жизненный путь. Родился в 1927 году в семье ленинградских медиков, подростком встретил войну, был участником партизанского движения, прошел плен. После войны вернулся в Ленинград. В 1951 году с отличием закончил Ленин­градскую зубоврачебную школу и без экзаменов был принят в Ле­нинградский медицинский стоматологический институт (позже, после реорганизации последнего, был переведен в Санитарно-гигиенический институт). После окончания института в 1956 году работал в стоматологической поликлинике № 6, а также внештат­ным сотрудником НИИ медицинской радиологии и рентгеноло­гии. С 1961 года стал сотрудником Одесского НИИ стоматологии. Через год защитил кандидатскую диссертацию в Киеве и занял должность заместителя директора по науке. Еще через несколько лет стал председателем проблемной комиссии, которая руково­дила всеми научными исследованиями в многомиллионной Укра­ине, где было десять факультетов и два стоматологических инсти­тута — кадровый и научно-исследовательский.

В 1972 году им во Львове была защищена докторская диссер­тация. Работа на Украине была прервана приглашением вернуть­ся в город Ленинград, в ГИДУВ.

С его приходом на кафедре стали развиваться новые науч­ные направления: профилактика стоматологических заболева­ний, включая гигиену полости рта и этиопатогенез некариозных поражений зубов, а также особо выделившиеся исследования профилактики стоматологических заболеваний в экстремальных условиях освоения полярных районов Земли и у моряков, рабо­тавших в мировом океане. Ю. А. Федоров также стал автором нового направления — разработка зубных паст с лечебно-профи­лактическим действием. Юрий Андреевич участвовал в создании таких известных отечественных зубных паст, как «Жемчуг», «Че­бурашка», «Новинка», «Ромашка», «Чародейка» и других, а также зубных эликсиров «Элам», «Фитодент», «Весна-плюс», «Полион-Мирта» и других… Особое место в работе кафедры заняла орга­низация профилактики кариеса зубов у детей, позволившая су­щественно снизить заболеваемость — лучшие результаты давали трехразовое сокращение. Ю. А. Федоров — автор 15 монографий, 27 учебно-методических пособий, более 360 статей, 70 изобрете­ний. Взгляды Ю. А. Федорова получили свое дальнейшее разви­тие в диссертационных исследованиях его учеников, им подготов­лено 6 докторов наук и 34 кандидата наук.

Благодаря стараниям Ю. А. Федорова в конце 1970-х годов кафедра была оснащена современной по тем временам техни­кой — на основе хоздоговорных НИР кафедра заработала сред­ства, позволившие закупить популярные тогда стоматологические установки «Хирадент».

В 1970-1980-е годы кафедрой ежегодно проводился один цикл общего и три цикла тематического усовершенствования, а так­же один выездной месячный цикл в различных городах страны. С 1966 по 1983 год кафедра провела восемьдесят два цикла (в том числе и десять выездных), на которых прошли усовершен­ствование 2420 врачей. В 1980-е годы кафедра проводила сле­дующие циклы усовершенствования врачей: болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта, избранные вопросы терапев­тической стоматологии (в том числе и выездной вариант курса), стоматология. Большое внимание уделялось привитию врачам практических навыков и умений, используя в учебном процессе семинарские занятия, клинические разборы больных, ситуацион­ные задачи, обучение на моделях.

В процессе выполнения научно-исследовательских работ ка­федра сотрудничала с НИИЭМ АМН СССР, ВНИИ технологии кровезаменителей и гормональных препаратов, Грузинским НИИ пищевой промышленности, Институтом органической и неорга­нической химии АН Армянской ССР, Ленинградской лесотехниче­ской академией, Арктическим и Антарктическим НИИ, Одесским медицинским институтом и другими организациями.

1990-е годы были трудным временем и для страны и для МАПО, но кафедра терапевтической стоматологии № 1 сохранила на­учное направление и учебно-педагогический опыт. По-прежнему шел поток врачей, желающих обучаться на плановых циклах, ор­динатуре и интернатуре. С 1996 года кафедрой заведовала про­фессор В. А. Дрожжина.

Новая волна развития стоматологического направления в ГИДУВе приходится на 1980-е годы.

Именно в это время создаются новые кафедры стоматологиче­ского профиля. Так, в сентябре 1977 года образована кафедра те­рапевтической стоматологии № 2. С января 1981 года на кафедре был образован курс детской стоматологии. На должность заведующего кафедрой был избран доцент Г. С. Мироненко, ранее слу­живший в Военно-медицинской академии. С 1981 года определи­лось научное направление работы кафедры — применение электромагнитных полей в стоматологии, изучение лазерно- и магнит­но-резонансной терапии при лечении кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта, разработка методик устранения болевого синдрома в клинике терапевтиче­ской стоматологии. Тогда же на кафедре стал формироваться научно-просветительский музей стоматологии, и сегодня бережно хранящий историю стоматологии Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга.

Еще одним подразделением стала кафедра ортопедической стоматологии.

Ее учреждение состоялось 1 января 1984 года. Основателем кафедры явилась профессор Б. К. Костур — известный специа­лист в области изучения возрастной физиологии и патофизиоло­гии жевательного аппарата, ортопедического лечения дефектов челюстно-лицевой области, автор оригинальной методики по­вторного протезирования. По результатам научных исследований ею опубликованы 4 монографии и одно руководство. С 1987 года кафедрой стал заведовать профессор А. В. Цимбалистов. Науч­ные исследования кафедры ортопедической стоматологии под руководством А. В. Цимбалистова проводятся в рамках комплекс­ной темы «Профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний». Основные научные направления — актуальные вопросы физиологии и патофизиологии жевательного аппарата, лечения ортопедических больных с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области.

Наконец, в 1988 году была основана кафедра детской стома­тологии. Несмотря на свою относительную молодость в качестве самостоятельного подразделения, направление детской стомато­логии в ГИДУВе на момент основания кафедры имело солидную историю. Сама кафедра детской стоматологии выросла из от­дельных циклов по усовершенствованию детских стоматологов, преподавание которых проводилось в академии еще с конца 50-х годов по инициативе А. А. Лимберга, и далее на базе кафедры терапевтической стоматологии № 1. Впоследствии, уже в рамках кафедры терапевтической стоматологии № 2, в январе 1981 года был организован курс детской стоматологии, на основе которого и была создана кафедра детской стоматологии. Важнейшим ша­гом в этом направлении стало создание крупной клиники детской челюстно-лицевой хирургии на базе ДГБ № 19 им. К. А. Раухфуса под руководством В. И. Знаменского, которая со временем стала клинической базой кафедр детской стоматологии и челюстно-ли­цевой хирургии и хирургической стоматологии СПбМАПО.

Научным направлением кафедры стало хирургическое ле­чение, реабилитация и диспансеризация детей с врожденными и приобретенными деформациями лица, изучение особенностей клинического течения начальных форм кариеса зубов у детей, его профилактика и диспансеризация детей из группы риска.

Kollektiv A_A_Limberg abramov

 

 

 

 

 

 

Сайт изготовлен bistem.ru. дизайн Theme Junkie.